Доступная среда | «Средняя общеобразовательная школа №41»

Доступная среда

Доступная среда – безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ОВЗ и с инвалидностью является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Цель создания доступной среды — формирование условий для обеспечения равного доступа детей с ОВЗ и с инвалидностью, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:

  • формирование безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью;
  • развитие инклюзивного образования;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.

Нормативные правовые акты обеспечения доступной среды:

Федеральный уровень:

Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.

Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с последующими изменениями);

Приказ от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с последующими изменениями).

Региональный уровень:

Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями).

Локальные акты:

Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп  населения объекта социальной инфраструктуры;

Положение о психолого-педагогическом консилиуме;

Положение об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ №41.

Система сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп  населения объекта социальной инфраструктуры

Информация о специальных    условиях    для    обучения    инвалидов    и    лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога;
  • объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, зал для ритмики
  • библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из двух залов (зал выдачи книг, зал для чтения и отдыха);
  • объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: два спортивных зала,  зал для ритмики;
  • средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:  бесплатные учебники и иная учебная литература;
  • обеспечения беспрепятственного доступа в здании образовательной организации, нет;
  • специальные условия питания: предоставляется двухразовое горячее питание;
  • специальные условия охраны здоровья: медицинский кабинет,  оснащённый необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием, организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
  • электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: единая система электронной коммуникации – электронный журнал, сайт школы, который адаптирован для лиц с нарушениями зрения;
  • наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования нет;
  • наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, нет;
  • количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
  • обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют возможность обучаться по индивидуальному учебному плану или посещать занятия в классе;
  • по необходимости  с учащимся проводятся дополнительные индивидуальные предметные консультации.

   Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в школе созданы следующие условия:

1. Разработаны адаптированные программы:
— адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (Вариант 5.1);
— адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1 и 7.2)
— адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития. 
   
2. Работает психолого-педагогический консилиум, оказывается психолого-педагогическое и социальное сопровождение.  
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение реализуют: учителя-предметники, заместители директора по учебной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, 2  педагога-психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, ответственный за работу с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме 

Положение об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ №41
 
3. В школе имеется медицинский кабинет для оказания первой медицинской помощи, вакцинации, медицинских осмотров, консультаций.
  
4. Создано доступное информационное пространство:
В школе оборудованы специальные кабинеты коррекционно-развивающих занятий:
—  кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий с педагогом-психологом;
—  кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

1.  Электронная школа(Электронный дневник)

2.  Группа школы Вконтакте

3. Сайт школы 

Также в школе удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.

5. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов организовано бесплатное двухразовое горячее питание.

Примерное 12-дневное меню для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Положение о порядке организации интегрированного (инлюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МОУ СОШ №41