Поддержка семей, имеющих детей | «Средняя общеобразовательная школа №41»

Поддержка семей, имеющих детей

Уважаемые родители!

На базе название образовательной организации

в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»

национального проекта «Образование»

создана консультативная площадка для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.

Консультации проводятся специалистами консультативной площадки в очной

и дистанционной форме (с использованием Telegram)

БЕСПЛАТНО!

Вы можете получить консультацию следующих специалистов:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

 

ФИО специалиста

Должность

График проведения консультаций

Бахтинова Елена Юрьевна педагог-психолог чт: 13.30, 14.30, 15.30
Шабалина Татьяна Васильева учитель-дефектолог

вт: 15.00, 15.30

чт: 15.00, 15.30

Чеканова Алёна Николаевна педагог-психолог

 вт: 12.00, 13.00

ср: 10.00, 11.00

чт: 17.00, 18.00

 

 

 

Помощь семьям, имеющим детей

Адаптация пятиклассников

Рекомендации педагога – психолога  по адаптации пятиклассников:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению «худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

       Слова поддержки

  •        Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  •        Ты делаешь это очень хорошо.
  •        У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  •        Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

       Слова разочарования:

  •        Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  •        Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  •        Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

       Поддерживать можно посредством:

  •        отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
  •        высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
  •        прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  •        совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
  •        выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Как относиться к отметкам ребенка?

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.

Кодекс истинного родителя:

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается  с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Безопасный интернет

Как обеспечить безопасное поведение детей в Интернете

Правила психологической безопасности:

  • Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры.
  • Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования.
  • Показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.
  • Научить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.
  • Помогать  ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.
  • Демонстрировать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.
  • Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.
  • Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.

 Правила информационно-правовой безопасности

  • Объясните детям и установите четкие правила – какие сайты они не должны посещать.
  • Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль, если это необходимо для общения детей посредством программ мгновенного обмена сообщениями или сетевых игр. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
  • Объясните вашим детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки. Объясните детям, что люди в Интернете не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Не позволяйте детям встречаться лично с их «знакомыми» по Интернету без вашего наблюдения.
  • Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в сети Интернет.
  • Расскажите детям об интернет-угрозах.  В настоящее время для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов.
  • Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
  • Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование и использование чужой работы – текста, музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
  • Поощряйте детей делиться с вами их опытом нахождения в Интернет-пространстве. Посещайте Сеть вместе с детьми.

Компьютер и компьютерные игры в развитии ребенка

Для детей школьного возраста  выделяются несколько типов игр, отличающихся по сценарной задумке, сюжетной линии и степени участия игрока:

  • спортивные игры относятся к динамичным, это обычно симуляторы каких-либо видов спорта – футбола, баскетбола, тенниса. В этих играх ребенок выступает в роли одного игрока или управляет целой командой. Суть игры – привести команду к победе. Конечно, для формирования боевого духа игры хороши, но психологи и педагоги не рекомендуют подмену реального спорта виртуальным. Футбол и другие виды спорта должны быть не на экране, а во дворе с ровесниками.
  • головоломки – это статичные игры, хотя могут быть и достаточно динамичными. Дети обычно не очень любят подобные игры, они скучны, и в них мало яркости. Эти игры полезны для будущих математиков, историков и философов.
  • стрелялки – очень динамичные игры, где предполагается стрельба по мишеням, объектам и перестрелки с противником. Эти игры детям, особенно мальчишкам, нравятся больше всего. Ведь они пробуждают в них мужское начало. Но именно эти игры психологи менее всего одобряют из-за агрессии, выброса адреналина и порождения насилия и жестокости. Дети еще не умеют переключаться из виртуальной реальности в настоящий мир, и могут считать проявления насилия в реальности – нормой. Кроме того, у них не развито понятие смерти, они могут считать, что реального противника можно «убить понарошку», у него есть «запасная жизнь». Старайтесь избегать подобных игр, особенно с кровавыми сценами, насилием и убийствами.
  • игры-симуляторы позволяют малышу научиться делать в виртуальном мире какие-либо «взрослые» действия – водить машину, набирать текст, одевать малыша, готовить или наводить порядок в доме. Игры будут полезны и девочкам, и мальчикам, начиная с 3-х лет, главное, чтобы они совпадали с их интересами.
  • обучающие игры – обучение в игровой форме языку, своему и иностранному, чтению, письму, логике и т.д. Очень полезные для детей игры, но обычно быстро им надоедают.
  • приключения и стратегии подходят для детей от 6-7 лет. Они подразумевают развитие сценариев во многих направлениях, с разными результатами в итоге, требуют сосредоточенности, усидчивости и терпения. Самое главное в выборе таких игр – сценарий, не содержащий насилия, страшных сцен. Кроме того, родителям рекомендуется контролировать время, проведенное ребёнком за такой игрой.

О чем следует помнить родителям

Родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли «культиваторы» агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх «активного действия», всякого рода «бегалках» и «стрелялках». Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ды-ды» и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность — отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами?

Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

Многообразие возможностей для обучения, формирования правильных поведенческих факторов, развития ребёнка, которое дают компьютерные игры, бесценно и незаменимо в современном мире.

Дорогие родители, помните, что компьютер не должен заменять родительское внимание и заботу!

 

Подростоковый возраст

Переходный возраст: как не упустить ребенка?

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период — очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Разгул гормонов

По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.

Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, — поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами — с обожествлением кумиров, — подчеркивает психолог.

В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.

Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.

У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, — говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, — утверждает Анна Прихожан.

Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.

Вызывающее поведение

Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.

Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.

Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань…

Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, — говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда — огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.

Рождение личности

И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.

Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, — говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, — поясняет психолог.

Сейчас для подростка главное — понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.

Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, — поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, — считает психолог.

Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.

Как погасить конфликт

Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.

Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.

Обходитесь без критики

В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.

Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…

Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», — говорит Павел Астахов.

На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.

Этот период надо пережить

Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.

Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!

 

Роль семейных традиций

“Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Л.Н. Толстой

Роль семейных традиций

  1. Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.
  2. Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности. 
    Не важно, что именно станет семейной традицией — «Первый снеговик года», празднование прихода весны или совместные воскресные ужины… Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.
  3. Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев — это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником-поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым. Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю — обсуждение прочитанного? Так каждый из членов семьи сможет лучше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее. А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет.

Важно:

  • чтобы семейные традиции устанавливались естественно, a не под давлением одного из супругов.
  • чтобы с семейными традициями были согласны оба и обоим они приносили радость и чувство защищенности.
  • чтобы семейные традиции поддерживались годами, не разрушаясь от минутных настроений и состояний.

Какими бывают семейные традиции?

  1. Традиции семейного досуга — путешествия, праздники, чаепития,  воскресные прогулки, игры и.т.д.
  2. Традиции трудового воспитания  — совместные заготовки, дача, трудовые династии.
  3. Поддержание ценностей рода  — составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге.
  4. Традиции семейного чтения.
  5. Совместные увлечения (хобби)

Давайте остановимся на одной забытой традиции, которая была испокон веков на Руси. Это семейное чтение или семейное рассказывание сказок.

В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Семейное чтение – компенсирует дефицит общения. Время отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Семейное чтение — это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяет путь ребенка, как читателя.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Помните минуты проведенные за семейным чтением останутся с ребенком на всю жизнь!

Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками, чтение перед сном, свежевыпеченный пирог по воскресеньям — все это создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Создайте семейную традицию уже сегодня — и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Советы родителям выпускников при сдаче экзаменов

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей в экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

 

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную.

 Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».

Соблюдайте режим сна и отдыха.

При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

 Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.  

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.

Такой способ обеспечит запоминание надолго!

 Удачи!

Буллинг. Что это?

В настоящее время проблема буллинга стала довольно распространенным и массовым явлением. Некоторые люди понимают под буллингом серьезные акты агрессии, другие — любые оскорбления, угрозы со стороны других людей.

Буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении одного из членов коллектива, не способного защитить себя в данной ситуации.

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

– особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

— одаренность.

Факторы возникновения школьного насилия:

  • Личностные

Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия, ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью в школе, высокой склонностью к гневу.

Учащиеся, систематически издевающиеся над сверстниками, а иногда и учителями, делают это, как правило вполне сознательно, чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть. Их агрессия вызвана не столько неумением сдерживать гнев, сколько желанием устрашить, причинить боль и страдания другим в условиях отсутствия угрозы наказания. У некоторых обидчиков могут наблюдаться различные психические расстройства.

Жертвы же часто не имеют друзей и не пользуются защитой со стороны сверстников в силу наличия какого-либо отличия от большинства сверстников, например, особенностей (нарушений) развития или внешнего вида, характера, поведения, что превращает их в легкую мишень для обидчика.

Однако от насилия и травли страдают и вполне общительные дети, у которых есть друзья. Например, буллингу нередко подвергаются одаренные дети (дети, имеющие высокие академические или интеллектуальные способности), которые особенно тяжело переживают травлю в силу повышенной чувствительности.

Во многих случаях с насилием и издевательствами сталкиваются дети, которые не могут постоять за себя физически, не находят в себе душевных сил сопротивляться и не могут найти поддержку среди сверстников и взрослых (родителей, учителей).

ОДНАКО, ЛЮБОЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОСТРАДАТЬ ОТ НАСИЛИЯ.

  • Семейные  факторы

Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в школе, является семейная ситуация обучающихся: социально-психологическое неблагополучие в семье, отсутствие контроля за жизнедеятельностью ребенка со стороны родителей, опыт насильственных отношений внутри семьи, отсутствие теплых доверительных отношений семьи, отсутствие взаимной поддержки. Насилие в отношениях между родителями и со стороны родителей в отношении детей может задать пример межличностных отношений ребенка в школе, в основе которой будет лежать агрессия и насилие. Нередко обидчиками становятся дети, которых родители учат вести себя доминантно, подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.

  • Факторы среды

Неблагоприятный социально-психологический климат в классном коллективе, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную  и своевременную помощь участникам насилия, а также равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей создают благоприятную среду для проявления и повторения единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.

Преподаватели, другие работники школы могут спровоцировать насильственное поведение среди обучающихся, проявляя насилие по отношению к ним: применяя телесные наказания, проявляя грубые, унижающие достоинства выражения, крики и оскорбления, подвергая дискриминации, пытаясь жестко регламентировать все аспекты жизнедеятельности обучающихся, предъявляя завышенные требования к учебе или дисциплине, занижая оценки в качестве наказания за нежелательное поведение. Негативное восприятие учащимся школы лишь увеличивает риск агрессивного поведения. Агрессивную реакцию учеников может вызвать и чрезмерное выделение педагогом кого-то из них в качестве положительного или отрицательного примера, а также стимулирование  между ним соперничества в ущерб сотрудничеству.

Наиболее сложная и тяжелая для всех участников образовательных отношений ситуация возникает в том случае, когда руководство и педагогический коллектив школы отказывается признавать случаи насилия, возлагает вину за случившееся на пострадавшего, убеждает родителей не обращаться в правоохранительные органы. Подобные действия усиливают у обидчиков чувство безнаказанности, а у пострадавших вызывают отчаяние и ощущение безнадежности, способствуют усилению нисилия и нередко приводят к трагическому исходу.

  • Ситуативные факторы

Совершению насильственных действий могут способствовать или препятствовать определенные, так называемые ситуативные факторы, в числе которых:

  • Место и вермя: чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других укромных местах, где нет взрослых;
  • Присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственных действий без свидетелей теряет смысл; в тоже время, при свидетелях акты насилия происходят чаще и с большгей травматизацией для пострадавшего; присутствие взрослых может предотвратить или приостановить насилие;
  • Потребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других обучающихся чрезмерно употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, состояние алкогольного или наркотического опьянения может усиливать аффективные реакции, а наличие оружия повышает риск нанесения тяжелых травм.
  • Социальные  факторы

Характер и распространенность насилия в школе часто отражает ситуацию с насилием в обществе в целом, что, в свою очередь, отражает социально-экономические условия, культурные нормы, традиции и ценности, законы и их соблюдение.

Среди социальных факторов возникновения насилия в целом и буллинга в частности – гендерные стереотипы (доминирование мальчиков над девочками, демонстрируя силу и прибегая к открытым угрозам применения насильственных действий), социально-экономическое неравенство (учащиеся из более обеспеченных семей и/или с более высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей; место расположения школы в социально неблагополучных районах города или сельских поселениях, отмеченных более высоким уровнем криминогенной обстановки) и влияние средств массовой информации (частое упоминание и демонстрация насилия , культивирования насилия в кино и рекламе, использование сюжетов с насилием в компьютерных играх и неконтролируемое распространение порнографии увеличивают агрессивность).

Любые из выделенных факторов могут лежать в основе проявлений насилия. Но ни один из перечисленных факторов по отдельности не способен объяснить, почему один человек ведет себя агрессивно, а другой нет, или почему в одних учебных  заведениях совершается больше актов насилия, чем в других. Насилие в школе – это результат сложного взаимодействия личностных, семейных, средовых и социальных факторов. Осмысление того. Как все эти факторы связаны с насилием в конкретной школе – важный шаг для его предотвращения и предупреждения нанесения вреда, который затрагивает всех без исключения участников ситуации насилия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга?

 

Прежде всего, родители должны, безусловно, любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что у него всегда есть поддержка и опора в их лице.

Любого ребёнка, начиная с первого класса, очень важно предупредить, что его могут дразнить, высмеивать одноклассники, могут даже ударить. Если что-то подобное произошло, научите ребёнка, что необходимо немедленно рассказать о случившемся родителям или другим взрослым, которым ребёнок доверяет.

Научите Вашего ребёнка, для того чтобы избежать попадания в группу риска по школьному буллингу, поступать следующим образом:

— вести себя с другими без зазнайства, задираний и превосходства над другими;

— вести себя скромно: без хвастовства своими успехами, родителями и друзьями, вещами и предметами, без демонстрации своей элитарности (даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими);

— вести себя самодостаточно, то есть проявлять себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам или более старшим по возрасту школьникам, жить без ябед и обид, относиться с уважением к другим людям (одноклассникам, сверстникам и др.);

— не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;

— решения класса или другого коллектива (группы людей) воспринимать с пониманием, уметь принимать их без игнорирования, если эти решения не противоречат нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);

— проявлять и применять свою физическую силу лишь в случаях защиты себя или тех, кого обижают, без демонстрации физической силы «просто так»;

— вести себя без бахвальства своим талантом или увлечениями, научиться привлекать других к себе, а не отталкивать их от себя;

— одарённость Вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с Вашим ребёнком, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях, олимпиадах различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

Научите Вашего ребёнка:

— найти себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей;

— найти общий язык с каждым учеником в классе;

— приглашать одноклассников в гости;

— научиться уважать мнение своих одноклассников;

— не пытаться всегда побеждать в своих спорах со сверстниками;

— научиться проигрывать и уступать, если Ваш ребёнок на самом деле не прав.

В целях повышения авторитета своего ребёнка в кругу его одноклассников, родители могут:

— научить ребёнка без страха воспринимать своих одноклассников, у которых тоже есть свои проблемы;

— родителям наладить контакты с учителями и одноклассниками;

— участвовать в классных совместных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

— если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;

— приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

— ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.

— повышать самооценку ребёнка за счёт похвалы за его реальные достижения;

— в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

— помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

— если ребёнок — жертва буллинга, то не нужно смиряться с участью жертвы, а нужно восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;

— не показывать свой страх и слабость, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.

— не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

— не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

— учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

ВАЖНО!

Если профилактические меры не помогли, и Ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителям необходимо:

— прежде всего, понять истинную причину произошедшего с ним;

— убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

— сообщить об этом учителю и школьному психологу;

— сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

— если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

— при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

— в целях предупреждения развития посттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту);

— ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

Способы саморегуляции

Телефон доверия

Методические рекомендации