1 Д | «Средняя общеобразовательная школа №41»

1 Д


1 "Д" класс Школа №62 | ВКонтакте18.01.22

 

 

 

                                        Уважаемые родители!

Уроки с 8.00 до 11.30.

В понедельник  уроки с 8.00 до 12.20.

   Сегодня мы: 

  • На уроке обучения грамоте (чтение/письмо) — узнали, что звуки [ч] -всегда мягкий,  на письме обозначаются буквой «Ч,ч».  Узнали, что ЧА — пишется с буквой «а», «ЧУ» — пишется с буквой «у». Учимся  ставить ударение в словах, делить слова на слоги (уч.с. 129-130; т.с. 34-35). Тетради сдали.
  • На уроке математики — повторяли изученные свойства  (уч.с. 21, т.с.15). 

 

       На уроках учимся себя оценивать: 

«+» — знаю и умею;

«?» — знаю неуверенно

«-»  пока не знаю и не умею

18 января:

  1. Лит.чт. — Букварь
  2. Музыка — учебник, тетрадь
  3. Русск.яз. — Пропись №3
  4. Матем. — учебник, тетрадь (тетрадь сдали)

Тетрадь в клетку  носим каждый день на уроки.

 

Для уроков нам необходимы:

  • пенал (ручки с синей и зелёной пастой, простой карандаш, ластик, точилка), цветные карандаши.
  • веер цифр (для уроков матем.); конверт с круглыми цветными фишками (для уроков матем.);

Расписание кружков:

  1. «Мы артисты» — вторник с 11.40 до 12.20  (актовый зал).
  2. «Вдохновение»- 
  3. «Учусь создавать проект» среда с 11.40 до 12.20 (каб.27).
  4.  Кружок «Роботёнок» начнётся с февраля

Расписание уроков — 2 четверть.

    понед вторник среда четверг пятница
1. 08.00-08.40 лит.чт. литер.чт. литер.чт. лит.чт. литер.чт.
2. 08.50-09.30 физкульт. матем. музыка физ-ра р. русск.яз.
3. 09.50-10.30 матем. русск.яз. матем. русск.яз. окр.мир
4. 10.50-11.30 русск.яз. технолог. русск.яз. матем. изо
5. 11.40-12.20 окр.мир Кружок  «Мы артисты» Кружок «Учусь создавать проекты»   КРЗ

 

По теме собрания.     

   Нравится ли Вашему ребёнку учиться в школе?

Любили ли вы ходить в школу?

Что нравится вашему ребёнку в школе?

Что Вам нравилось в школе?

Как научить ребёнка общаться, учиться, трудиться,

а самому родителю обрести единство чувств, мыслей, слов, действий?

Понаблюдайте за тем, как мы что-то делаем: дела домашние, профессиональные, любые другие дела.

         Сначала мы обозначаем цель:

  • надо прибрать квартиру …
  • обсудить с мужем …
  • помыть машину …
  • сходить в магазин …
  • провести родительское собрание …

         Затем планируем в своей голове (или даже на бумаге, если необходимо), как это будем осуществлять, например:

  • я сейчас …
  • сначала …, потом …
  • а если нет, то …
  • а когда …,  тогда …

         Далее осуществляем намеченное (совершаем определённые действия) по плану, иногда его слегка изменив, иногда меняем полностью, подстраиваясь под обстоятельства и время – и всё для того, чтобы достигнуть желаемого максимально эффективным путём и желательно с меньшими затратами.

         И последнее – высказываем или продумываем  своё отношение к проделанной работе (к результату), например:

  • зря я …
  • надо было …
  • в другой раз я …
  • удачно получилось, потому что …

Хотя есть взрослые люди, про которых можно сказать:

  • сам не знает, чего хочет
  • за всё хватается, да толком ничего не делает
  • никогда не доводит дело до конца

Конечно, уже сейчас, наблюдая за первоклассниками, мы видим разное их поведение, отношение к делу, к учебной деятельности.

         С поступление ребёнка в школу учебная деятельность становится ведущей. И одним из важнейших факторов успешного обучения ученика с 1-го по 11-й класс становится сформированность у него умения учиться.

Нам – родителям и учителям – надо помочь детям в формировании  учебной деятельности. А это значит формировать определённые умения: 

  • умение настраиваться на предстоящую деятельность,
  • умение поставить цель,
  • умение спланировать действия для достижения цели,
  • умение осуществить действия в соответствии с намеченным планом,
  • умение оценить – что получилось, а что нет? почему не получилось? с чем справился сам, а в чём просил помощи?
  • умение внести коррективы – что нужно исправить? что нужно учесть в другой раз?

Учебная деятельность формируется на этапе обучения в 1-5 классах. Чтобы у ребят этот процесс эффективно осуществлялся, важна их заинтересованность, включённость, увлечённость.

         Понаблюдайте, как Ваш ребёнок выполняет некоторые дела, например:

  • собирает портфель для следующего учебного дня
  • садится почитать книгу
  • убирает за собой игрушки, вещи (школьную форму)
  • играет
  • помогает в каком-то деле маме, папе, сестре (брату), …
  • т.д.

Понаблюдайте за его отношением к делу – как начинает дело, всегда ли с желанием, степень самостоятельности, умение справляться с трудностями, умение делать выводы, вносить изменения, если не получилось в этот раз.

Подумайте, может ли ребёнок всегда хотеть изучать то, что проходят на уроке, делать то, что задано на дом, и справляться с этим максимально эффективно? А если нет, как быть? Что важно учесть взрослым?

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на родительском собрании, тема которого «Формирование учебной деятельности и позитивного отношения к школе».

 

                 

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь).

Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь: 
Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь… 

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает. 

Примеры: 
             1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.  

  1. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат – в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке. 
  2. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается. 

Как же все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда?

  1. Забота
    Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах. 

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень. 

            В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка – Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки. 

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой. 

           Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело – в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика «троллит» старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта – и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла. 

  1. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь – ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет – стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам. 

  1. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву – одна изюминка». Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу – пирожное». И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти – гаджет». 

          Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой. Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки – это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе – мотивация.

  1. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) – станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего, там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам. 

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось – похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

  1. Парадоксальные награды

            Это когда человек ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует. 

  1. «Сделал!» 

            «Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» – это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду – порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась? Почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг. Это просто с малышами – они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться – вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры – именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу. 

  1. Поддержка внутренней мотивации

            Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет – до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь – ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил. 

            Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха – хороший учитель. Но и мы тоже важны. 

  1. Коллективная и семейная мотивация

            Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость. Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать. 

            Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести». 

            Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла». 

  1. Справедливость

            Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами. Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все – по мере сил. Но справедливо и то, что если Лёша весь день помогал клеить обои, теперь его святое право – весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

            Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить. И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве – скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар. 

            Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

  1. Планирование будущего

            Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель – продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем. 

 

            И еще немного примеров для иллюстрации. 

            Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость. 
           Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации – забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка). 

            Доиграть уже фактически проигранный командный турнир – коллективная мотивация. 
           Решать задачки по математике: если не получается – забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается – внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни – поддержка внутренней мотивации, планирование будущего. 

            Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь   этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности – маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость. 
           Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация. 

            Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!». 

Ксения Букша. #пeдaгoгикa

                                                          С уважением, Елена Николаевна.

: